Главная » Статьи » История

Тамга

Слова "тамга", бытующее в ногайском языке , восходит к древне-тюрскому слову ТАМГЬА и обозначает "печать", "отпечаток". Этот термин распространился и среди современных не тюрских соседей ногайцев на Кавказе по-видимому, благодаря ппредкам или самим ногайцем (). Также слова "тамга" употребляеться и в руской литературе наряду с "тавро", имеющем тоже значение. У многих народов Средней Азии и Казахстана слова "тамга" используется без изменения.
Ногайские тамги - свидетели древних этногенетических связей народа, вобрали первое значение, отмеченное В.В. Бартольдом, т.е. используется издревне в виде тавра. До настоящего времени в народе они имеют назначения: метят лошадей и крупный скот, вырезают на деревянной утвари, ывтесывают на каменных памятниках и т.д. Иследуя назначения животных в тюрских языках, известный тюрколог А. М. Щербак отметил особенность таврения у ногайцев: "Ногайские тамга басар, тамга салган, тамга баскан-лошадь до 2 лет".
В прошлом Тамги использовали по указанным назначениям , а также наносили на военное снаряжение и вооружения , мастера наносили собственные родовые клейма на изделия , изготовленные ими. Источники по ногайцам не подтверждают мнение , что рабов у них таврили , как было у некоторых народов. У ногайцев есть поговорка :"тамагынъга болып , тамганъды иойтпа ."(из-за пищи не теряй свою тамгу), т.е. тамга была священна .
Тамга была показателем принадлежности к определенному роду и племени . Ногайцы живут на строгих родовых или фамильных началах. Каждое ногайское общество составляется из нескольких более или менее крупных родов , управляемых на строгих патриархальных началах. Родовой начальник является владыкою и повелителем рода. Каждая фамилия имеет свои исторические предания и свой особый знак . Тамга переходила от поколения к поколению.
Ногайские Тамги сохранились до настоящего времени благодаря высеканию на надмогильных камнях и таврелию домашних животных, в особенности лошадей . Таврелия лошадей корнями уходит в далекую древность , когда " таврелия лошадей было известно и в Тайском Китае. Оно производилось по нескольким им признакам : породе лошадей , ее росту, рабочем качеством, по принадлежности к государственным учреждениям или частным лицам. Семейная собственность осознается как родовая, показателем власти над основным видом их имуществ( лошадьми, быками, баранами) было его таврелие родственными тамгами!(Зуев. 1960. с. 97). Архивный документ 1823. г., характеризующий аул и семью князя Науруза Уракова , отмечает, что тавро-тамгу здесь ставили на левой лопатке, на правой ляжке лошадей ( РТВИА. Ф. 13454. On.2. Eg.хр. 32. Л.63-66)

Категория: История | Добавил: BAD_BOY (09 Июля 2015)
Просмотров: 1185
Всего комментариев: 0
avatar