Главная » Статьи » Информация

Полковник Лапинский - черкесы это тюрко-татары
Теофил Лапинский свидетельствует,
что черкесы жившие среди адыгов были тюрко-татары
черкесы и адыги, черкесская одежда, Теофил Лапинский, тюрко-татары

"Совершенно неправильно, когда народы Кавказа, абазы, так же, как и дагестанские племена, обозначаются именем черкесов. ..Черкесами называется племя в средней орде киргизов"
(Абазами Т.Лапинский называет адыгов и абазин, а киргизами называет казахов. В младшем казахском жузе на северном Прикаспии сохранилось племя шеркесов. Прим.от А.С.)

Рисунок немецкого художника 1808г. Rommel Обращаем внимание на мужские-женские головные уборы черкесов похожие на юрту. Это ас-аланские (скифские уборы), сохранившиеся в кавказских казахских, ногайских женских национальных костюмах. Да и сзади на втором плане рисунка здание напоминает юрту. (автор современной корректировки немецкой гравюры сам себя обозначил)
Кто такой Теофил Лапинский и о чём он писал
Теофил Лапинский (Teofil Łapiński) участник польского национально-освободительного движения, участник Крымской войны 1856г на стороне европейцев в звании полковника, считал борьбу кавказцев за независимость в 19 в. справедливой. Он во главе польского отряда из 600 чел приехал на Кавказ и в 1857-1859гг. воевал на стороне кавказских народов, на стороне адыгов, против царских войск. Среди горцев был известен как Теффик-бей. За три года он общался с сотнями представителей разных народов Закубанья. Он не переразказчик услышанного - он очевидец и свидетель. Через несколько лет он пишет и издает двухтомную книгу "Горцы Кавказа и их освободительная борьба против русских" на немецком языке. В своей книге Т.Лапинский описывает борьбу, быт, обычаи, культуру народов Западного Кавказа адыгов, убыхов, абазов. В предисловии к его книге кабардинский издатель Х.Б. Кушхов пишет "Трехлетнее пребывание в Черкесии дало возможность Т. Лапинскому детально изучить страну, познакомиться с культурой, традициями и обычаями ее жителей. Впечатления от увиденного он изложил в двух томах своего труда."
По этой причине Т.Лапинского нельзя заподозрить в какой-либо предвзятости, заинтересованности или враждебности к адыгам. Нас же в книге Лапинского будет интересовать только третья глава в которой он описывает абазов, адыгов и черкесов. Сейчас я дам узловые пункты третьй главы относительно черкесов и адыгов. После сокращенный фаргмент, а напоследок полную версию третьй главы.
Итак Т.Лапинский в третьей главе своего сочинения ясно показывает, что
1. Черкесы и адыги Кубани являются двумя различными народами. Черкесов Днепра он называет народом в котором "господствовал турецко-татарский элемент". А черкесов Дона называет татарским народом.
2. Адыгов Лапинский считает происходящими от абазов и часто их называет абазами. Область населения адыгов Т.Лапинский называет не Черкесией, а Абазией.
3. Черкесы жили на Днепре и основали город Черкасы, переселились на Дон где основали Новочекарсск
4. Черкесы-татары под давлением русских ушли из Днепра на Дон а оттуда на Кубань и Терек, часть ушла на восток
5. Настоящие черкесы сохранились среди киргизов. (Это субэтнос шеркес-шеркеш среди казахов. В 19 веке русские современных казахов называли киргизами, а современных киргизов каракиргизами)
6. Черкесы и адыги (абазы) различны не только по языку, но а также по расовым признакам. Черкесы принадлежат к туранской расы, адыги-абазы к индо-европейской расе.
7. Первоначально черкесы и адыги жестоко враждовали между собой.
8. Не более 50 семей черкесов смешалось с абазами и адыгами, став среди них дворянским сословием "Эзден-Тлако". Тюркское черкесское дворянское сословие среди адыгов и абазин дало основание называть последних черкесами в 19 веке.
9. В число племен управляемых черкесскими князьями Лапинский относит и Карачай. В другом месте пишет о черкесах живущих под Эльбрусом, подразумевая карачаевцев.
Полковник Теофило Лапинский
Полковник Теофило Лапинский
Наблюдательный острый ум Т.Лапинского не только зафиксировал, то что он видел и слышал на Кавказе. Он еще объединил народ, давший топонимы Черкассы на Украине и Новочеркасск на Дону, казахский субэтнос шеркес, черкесов, живших среди адыгов и абазин в один тюрко-татарский народ. Свидетельства Лапинского, рискуя жизнью три года воевавшего за интересы адыгов и др. народов в Кавказской войне 19в., опровергают современные адыгские претензии на тюрко-черкесскую историю. Свидетельства одного лишь Теофила Лапинского о черкесах-тюрках на Кавказе по своей весомости превосходят натужные переписывания тюрко-черкесской истории в адыго-черкесскую историю всех десятков доморощенных адыгских "профессоров". Хотя на самом деле много и других фактов и свидетельств подтверждающих Т.Лапинского.
Честный исследователь истории Кавказа или человек, которому нужна правдивая история никак не может игнорировать показания свидетеля Т.Лапинского о черкесах и адыгах, которые повторюсь, весомей многих тонн современных измышлений и домыслов о них.

Дополнение к свидетельству Т.Лапинского
примеры перехода чужого названия на народ
1.Названия народов "Индейцы" и "Индийцы" на многих европейских языках звучат одинаково "indianer". Коренное население Америки мореплаватель Х. Колумб по ошибке принял за индийцев Индостана и назвал их indios. Испанцы так называют индейцев и индийцев. Но индейцы Америки не претендуют на историю индийцев Индостана.
2.Точно также имя тюркского народа болгар-булгар во главе с ханом Аспарухом, переселившегося из Кубани на Дунай и покоривших там славян, стало впоследствии их этнонимом. Но болгары Дуная, современные славяне признают тюркоязычие хана Аспаруха и его соплеменников и не претендуют тюрко-болгарскую историю и культуру волжских (казанских татар) и кавказских болгар (карачайбалкар).
3. Другой современный пример, всего 100 лет назад не было саудовского народа. А теперь есть 30 млн.саудовский народ, названный так по имени властвующего над ним саудовского королевского рода.
4. Точно также по названию властвующих ханов или родов в тюркском мире издавна назывались подчинённые народы. Например, по имени ханов Ногая и Узбека названы многомиллионные народы ногайцы и узбеки, занимавшие в прошлом и настоящем большие территории.
5. Точно также имя тюркского рода черкесских князей властвоваших над частью адыгских племен перешло к ним. Т.Лапинский писал "Эти маленькие племена подчинялись своим черкесским князьям и делились на бзедох, темиргай, хатокай, иарохей, бёсней, карачай, мокош..." .
Однако почитаем Теофила Лапинского засвидетельствовавшего о тюрках черкесах среди адыгов и о других подробностях которые я выше обозначил

(для любителей кавказской истории предлагаю прочитать о черкасской овчарке 19 века, которая похожа на существующего казахского тазы и изчезнувшие крымскую овчарку и карачаевского эгера)

3-я глава с сокращениями.
В конце отдельно полный текст 3-й главы из книги Теофила Лапинского
ГОРЦЫ КАВКАЗА И ИХ ОСВОБОДИТЕЛЬНАЯ БОРЬБА ПРОТИВ РУССКИХ
Текст воспроизведен по изданию: Теофил Лапинский. Горцы Кавказа и их освободительная борьба против русских. Описание очевидца Теофила Лапинского (Теффик-бея) полковника и командира польского отряда в стране независимых горцев. Нальчик. Эль-Фа. 1995
Описание очевидца Теофила Лапинского (Теффик-бея)
полковника и командира польского отряда в стране независимых горцев

Первые черкесы, которых мы встречаем в истории, были бандой разбойников с большой дороги разных национальностей, среди которых господствовал турецко-татарский элемент... Из-за панцирного снаряжения, которое многие из них носили, назывались они также кайзаками. Их главная квартира носила название Черкассы и находилась на том месте, где еще и ныне стоит город того же названия на реке Днепре. Многочисленные польские и малорусские беглецы усиливали эти банды, а когда славянский элемент стал доминирующим, татарская часть черкесов ушла на Дон; оставшиеся на Днепре стали называться кайзаками,а позднее казаками.
(На европейских картах 16-18 веков Черкесы-Чиркасы всегда показаны как татары или иногда показаны как карачаевцы-карачеркесы. Но нет ни одной карты 16-18 веков с прямым указанием что черкесы-это адыги. Многочисленные европейцы встречавшиеся с черкесами в разных местах и в разные века отличили бы тюрко-татарскую речь от адыгской. Прим.от А.С.)
Черкесы, отошедшие на Дон, основали там Новые Черкассы, называемые теперь Ново-Черкасск. Когда под влиянием московских великих князей Дон начал также организовываться по-военному, черкесы смешались с татарскими, московскими, а также русскими пришельцами и приняли постепенно греческо-христианскую веру,как и имя-казаки. Вольная часть, которая не хотела принимать христианскую веру потянулась дальше на восток и осела на равнинах между Каспийским и Черным морями, севернее реки Кубани и Терека, где она смешалась с разбойничьими татарскими племенами кочевников и сделала караванную торговлю опасной.
(под "татарскими племенами кочевников" имеются ввиду ногайцы, а ушедшие на восток черкесы- это сохранившиеся казахи-шеркесы. прим. от А.С.)....
...Когда после взятия и покорения Крыма русские начали продвигаться на Кавказ, то они столкнулись с черкесами. После нескольких горячих сражений одни покорились, другие отступили частью на правый берег Терека, частью на левый берег Кубани... (верно свидетельствет Т.Лапинский. Русские "столкнулись с черкесами" тюрками на Кавказе и поэтому элементы кавказского костюма известного как "черкеска" в русском языке называюися тюрскими словами (башлык, чекмен-чепкен, бешмет, газыри, шашка, кафтан-каптал, нагайка и т.д. прим.А.С.)
На оставленных ими берегах обеих рек русское правительство устроило казачьи колонии и на Тереке были основаны новые колонии - линейных казаков, с которыми с самого начала смешались многие черкесы,на Кубань были переселены польские запорожские колонии с Днепра. Черкесы принесли в кавказские местности, куда они бежали, свои татарские обычаи и свою магометанскую религию; в Дагестане они смешались вскоре с живущими там семитскими и туранскими племенами. В Абазии они имели другую судьбу.
Когда черкесы осели вдоль берегов Кубани и в Кабарде в конце прошлого столетия, число их было еще значительно. Они увеличились, если можно верить преданию их потомков, еще на 20 000 всадников. Пехоты они не имели. В четыре раза большее количество было частью уничтожено русской войной, или покорилось русским, или ушло через Терек на восток.
(ушедшие на восток вероятно сохранившиеся казахи-шеркесы прим. от А.С.)
Левый берег Кубани ко времени прихода черкесов был почти необитаем; только большие стада рогатого скота и овец паслись на равнинах, собственники которых, абазы, жили в глубине страны в горах. [71] Между черкесами-разбойниками и наполовину дикими абазами возникла ожесточенная борьба, которая в конце концов закончилась неблагоприятно для первых. За исключением немногих семей, которые искали защиты под стенами турецких фортов Анапы и Суджука, и некоторых других семей, осевших на Кубани между реками Псекупс и Пшада, они должны были очистить страну шапсугов и абадзехов и были оттеснены за Лабу и Малую Кубань до Кабарды.
Не более 50 семей смешалось с абазами и поселилось среди последних.
На Малой Кубани образовались маленькие племена черкесов, которые постепенно сильно смешались с абазами и в которых в конце концов сделался господствующим абазский элемент. Эти маленькие племена подчинялись своим черкесским князьям и делились на бзедох, темиргай, хатокай, иарохей, бёсней, карачай, мокош и т. д.
(как видно из контекста, тут под абазами понимаются адыги прим.от А.С.)
Но большая часть черкесов направилась в Кабарду, где они вступили в борьбу с прежними жителями, потомками семитско-иудейских лезгин и наполовину христианских абазов, и осталась победителями. Жители Кабарды приняли вскоре магометанство, но сохранили адыгский язык, который был также принят черкесами, с примесью большого количества татарских слов. Население Кабарды смешалось, и три расы (индогерманская, которую представляли абазы, туранская, которую представляли черкесы, и семитская, которую представляли лезгины) слились вместе; однако многие черкесские фамилии сохранили княжество и дворянство (хан и мурза), которые существуют еще до сих пор.
Нападение русских, которым Кабарда не могла оказать успешного сопротивления, общая опасность сблизила абазов с черкесами. Первые, которые населяли и богатые равнины по Большой Кубани, защищенные широкой, трудно переходимой рекой и горами, подвергались не такой большой опасности, как мелкие, живущие на равнинах вдоль Малой Кубани, смешанные с черкесами пограничные племена, которые должны были выдержать первый удар русских.
....В беспрестанной борьбе все более и более сливались эти племена воедино, многие черкесские фамилии отошли внутрь [72] Абазии и, хотя они жили разбросанно, образовали среди абазов свое собственное племя под именем Эзден-Тлако и были названы абазами ворк, что означает «рыцарь» или «благородный». Все они были магометанской религии, опытны в войне и лучше вооружены, чем абазы, у которых преобладали 50 лет тому назад еще лук и стрелы вместо огнестрельного оружия; во всех военных походах они были вследствие этого вождями.
(Лапинский использовал искаженное "Эзден" от тюркского названия свободного сословия "Узден". Основное население у ногайцев карачайбалкар и кумыков. Прим от А.С.)
Но вскоре они стали злоупотреблять своим положением, притесняли своих соседей и вступали, когда видели в этом выгоду, в переговоры с русскими, предавали страну, которая приняла их гостеприимно и даже поступали сами открыто на службу к русским в надежде укрепить этим при помощи последних свои узурпированные привилегии. Абазы, которые рассматривали черкесов как чужих (ибо только некоторые честолюбивые абазские фамилии благодаря интригам пробрались в дворянство), начали уставать от своих гостей. Сами они были уже из-за продолжительной борьбы знакомы с военным ремеслом, приобрели лучшее оружие и могли, таким образом, обходиться без своих покровителей. В истории последних лет Абазии мы будем говорить об уничтожении влияния черкесов; здесь мы только скажем, что ныне дворянство совсем не пользуется уважением, а играет лишь печальную роль в стране, составляя едва полпроцента населения, и адыгский народ смотрит на них с ненавистью, недоверием и даже с презрением.
(Из контекста видно, что Т. Лапинский под "абазами" понимает адыгов. Подтверждением слов Т.Лапинского о враждебности адыгов к своим иноплеменным тюрко-черкесским князьям выступает современный адыгский язык. Тюркское слово "Бий-Пий"- т.е. князь на адыгском яз.означает "Враг" прим от А.С.)
В этом кратком обзоре истории черкесов я хочу опровергнуть заблуждение, которое в ходу во всей Европе. Совершенно неправильно, когда народы Кавказа, абазы, так же, как и дагестанские племена, обозначаются именем черкесов. Не существует больше черкесского народа (20); остатки его на Кавказе сами не называют себя больше так и исчезают все больше день за днем. С прошлого года остаток их в значительном количестве выселяется в Турцию. С гораздо большим правом можно назвать всех казаков России, за исключением запорожцев Кубани, черкесами, так как они потомки этих старых разбойников с больших дорог и среди них сохранился черкесский дух.
(в сноске 20. Лапинский записал следующее "Черкесами называется племя в средней орде киргизов, которое во время своего кочевья зимой обычно располагается на восточном берегу Каспийского моря. Это племя насчитывает до 15 000 человек обоего пола". Тут речь идет о казахском племени шеркесы-шеркеши)
Абазы, которые ныне последними сражаются на Кавказе за свою независимость, принадлежат к индоевропейской расе и имеют племенное и языковое родство с жителями христианского княжества Абазии, со сванетами и осетинами, которые, хотя и независимы, находятся с русскими в состоянии своего рода перемирия. Они называют себя также адыге и считают себя, так же как и все абазы, за один и тот же народ с живущими в европейской Турции арнаутами или албанцами, которые также рассматривают их как своих братьев. ....
...Название «адыге», которое северные абазы присвоили себе в отличие от южных, по их словам, состоит из слов «ади» или «аде» (потом или позднее) и «ге» (быть или приходить) и обозначает позднее прибывших или позднее переселившихся. ...
Что еще, собственно, существует и не может ускользнуть от глаз внимательного наблюдателя, это значительное количество грузинских физиономий в Южной, греческих - в Средней и романских - в Северной Абазии, что является следствием смешения абазов с прежними жителями. Сванеты очень сильно смешаны с грузинами. Только живущее на крайнем востоке и окруженное татарскими племенами племя абазов- осетины сохранили первоначальную расу в полной чистоте или, может быть, смешались с остатками сарматов. Осетины большей частью блондины и имеют белокурые или желтоватые бороды, которые они охотно красят в рыжеватый цвет. С живущими в Южной Абазии туранскими или турецкими племенами самурзаканцев, так же как с живущими на Кубани и у Эльбруса черкесами и татарами, абазы смешиваются очень мало.
( "живущие на Кубани и у Эльбруса" - "татары" - это ногайцы, а "черкесы" -это кара-черкесы карачаевцы, которых выше упоминал Т.Лапинский Прим.А.С)....
...Между тем как черкесы, дагестанцы, лезгины и прочие носят, несомненно, следы своего происхождения от татар или евреев в своих глазах и чертах лица, так что даже неопытный европейский наблюдатель узнает в них с первого же взгляда чуждую расу, абаз является великолепным представителем индоевропейской расы. Турка, татарина, еврея и настоящего московита можно как угодно замаскировать европейцем, и все-таки он чрезвычайно редко сможет скрыть свое происхождение, но никто не заподозрит неевропейца в абазе, одетом в шляпу и фрак...
Категория: Информация | Добавил: тоньюкукк (10 Мая 2017)
Просмотров: 219 | Комментарии: 2
Всего комментариев: 2
avatar
0
1 тоньюкукк • 16:19, 11 Мая 2017

1. Черкес в повседневной одежде 2. Вооруженный черкес . 3. Дочь черкесского князя; Серия «Народы Кавказа-Caucasische Völker
Источник и современные надписи сайт адыги.ру. http://adygi.ru/index.php?newsid=12527 
копия на вебархиве http://web.archive.org/web....ttp

Рисунок немецкого художника 1808г. Rommel Обращаем внимание на мужские-женские головные уборы черкесов похожие на юрту. Это ас-аланские (скифские уборы), сохранившиеся в кавказских казахских, ногайских женских национальных костюмах. Да и сзади на втором плане рисунка здание напоминает юрту. (автор современной корректировки немецкой гравюры сам себя обозначил)
avatar
0
2 тоньюкукк • 16:21, 11 Мая 2017
Первоисточники о Т.Лапинском и текст 3 главы его книгиhttp://www.vostlit.info/Texts....red.htm 
или на мировом вебархиве
http://web.archive.org/web....ttp
Полный текст 3 главы книги Т.Лапинского в конце данного сообщения или по нижеследующей ссылке 
http://www.vostlit.info/Texts....t12.htm
или на мировом вебархиве
http://web.archive.org/web....ttp
http://web.archive.org/web/20131102223835/http://a-u l.narod.ru/Teofil_Lapinskiy_Gorcy_Kavkaza_tom-1.html
Дополнительные источники
1.https://www.ngopole.pl/2013....morzach2.http://www.gazavat.ru/journal3.php?mag_id=14&article_id=124
avatar