Главная » Статьи » Культура и традиция

Народная медицина ногайцев (XIX-начало XX века)
Наида Гимбатова

ст.науч.сотрудник отдела этнографии ИИАЭ ДНЦ РАН,
канд.ист.наук, журнал "Возрождение", № 9, 2006 г.

Народная медицина — часть быта и культуры народа, область народных знаний, включающих в себя представления о болезнях, их возникновении, протекании и лечении, методы и средства, применяемые при лечении, а также обряды и ритуалы, им сопутствующие (Свод этнографических понятий и терминов. Вып. 4. М., 1989. С. 71).
На протяжении многих веков у ногайцев, как и у других народов, происходило накопление положительного лечебного опыта, что позволяло им успешно лечить некоторые заболевания.

Среди ногайцев были искусные лекари, которые были известны не только в своем селе, но и далеко за его пределами. Так, в свое время люди обращались за помощью к Самиет из Биарслана, Тамбике из Кумли, Патимат Магомедовой из Наримана, Терекбаю Терекбаеву из Арсланбека, Суюндук из Бекер-аула, Кокоз Молле из Есалы, Оразган Аджиниязовой из Бабаюрта и др.

Услугами ногайского лекаря воспользовался и русский писатель Л.Н.Толстой во время прохождения военной службы на Кавказе. В его записях сохранились такие воспоминания: «Ногаец Аип лечил мое горло порошком чернильного ореха. Он уверяет, что гладкий орех полезен для мужчин, а шишковый для женщин» (Л.Н. Толстой на Кавказе. Подготовка текстов Б.С. Виноградова // Труды ЧИНИИ т III. Грозный, 1961. С. 80).
Ногайские лекари, помимо собственных наблюдений, накопленного годами опыта, в своей практике использовали богатое наследие восточной медицины. Известно, что ногайские лекари пользовались арабо-татаро-латыно-русским фармацевтическим словарем, книгами по фармакологии, большой популярностью пользовалась книга на татарском языке «О пользе членов и о сохранении здоровья» (Курмансеитова А.Х. Бытование арабописьменной книги у ногайцев // Современный быт и культура народов Карачаево-Черкесии Черкесск», 1990. С. 174).
Неплохо разбирались они в анатомии и физиологии человека. Среди них была искусные массажисты. Некоторые болезни они лечили с помощью мануальной терапии. Большой известностью пользовались «суьек уста», «яракшы» (знаток костей) - костоправы.
Ногайские лекари успешно лечили внутренние болезни, инфекционные, кишечные заболевания, болезни головы, горла и носа, суставов, нервно-психические заболевания, детские и гинекологические.

Сердце (юрекъ) ногайские лекари считали одним из важнейших органов человеческого организма. Больному рекомендовали покой, запрещали заниматься тяжелой физической работой, поили настоем подорожника («бака япрак») и давали черную редьку («кара турп») с медом. Табасаранские лекари при болях в сердце также рекомендовали своим больным принимать мед в смеси с черной редькой.

При бронхите, кашле больного лечили барсучьим жиром, кислым молоком, столченным чесноком. При желудочных заболеваниях использовали отвар из листьев подорожника, конский жир. При печеночных - рекомендовали пить отвар из конопли («кендир»). При вздутиях живота - замешивали тесто с добавлением травы любисток («шийбой») и сметаны, и раскатав его, прикладывали к животу или на ночь живот смазывали сметаной, сверху посыпали измельченным калмыцким чаем, солили и перевязывали платком синего цвета.
При рвоте, отравлении больного поили простоквашей, айраном, а при изжоге, помимо перечисленных молочных продуктов, давали еще бульон из ягнятины. Лечение кисло-молочными продуктами желудочно-кишечных заболеваний проводили и ботлихские лекари. Ногайские лекари умели вправлять пупочную и паховую грыжу. Ставить «пупок на место» умели и горские лекари.

Еще в XIX веке ногайские лекари пытались бороться с такими опасными инфекционными заболеваниями как туберкулез, оспа, малярия, уносившими жизни десятка тысяч людей. Больших успехов добились они в лечении туберкулеза. Лечили туберкулез кумысом (кобыльим молоком) при соблюдении особой диеты. При лечении легочных заболеваний кумыс использовали и другие народы, в частности киргизы, башкиры и казахи. Последними кумыс использовался и при истощении, малокровии, зобе и как седативное средство.
Пытались лечить и оспу. Пораженные оспой места прижигали горячим войлоком, затем смазывали сливочным маслом и прикладывали горячую деревянную ложку.
Больных малярией лечили при помощи «шоковой» терапии. Лекарь рекомендовал родственникам больного в тайне от больного сбросить его в водоем так, чтобы для него это было неожиданностью. Искупавшись таким образом в воде, испытав своего рода «шок», больной, обсохнув, как говорили, выздоравливал.

Дефицит воды и мыла в степи способствовал распространению кожных заболеваний. Иногда источником и разносчиком инфекций являлись животные. Заражение чесоткой "кышув", лишаем "кемереу" происходило быстро. Избавиться от чесотки "кышув" помогал свинорой «орагъажа». В высушенный и измельченный до порошкообразного состояния свинорой добавляли не много пороха и сливочного масла, все тщательно перемешивали и полученной массой смазывали пораженные чесоткой участки тела. Через два дня процедуру повторяли, и так до тех пор, пока не наступит выздоровление. Чесотку у детей лечили топленым маслом.

Использовался и другой способ. Сыворотку кипятили, отстаивали, осевшую после кипячения белую массу, похожую на творог, перемешивали с топленым маслом и смазывали больные места. Лишай лечили с помощью химического карандаша. Пораженное лишаем место обводили химическим карандашом и внутри очерченного круга писали две-три арабские буквы.
При лечении фурункулов, различных нарывов использовали грудное молоко, подорожник "бака япрак", "каратаспа" как средство вытягивающее гной и способствовавшее быстрому заживлению ран. Нарывы прижигали и горячим железом.

К открытым ранам прикладывали «шырш» - тесто, замешанное на яичном желтке с добавлением соли. К кровоточащей ране лекарь прикладывали жженый войлок, который выполнял функцию кровоостанавливающего и антисептического средства. На раны посыпали и высушенную полынь "ювсан", измельченную до порошкообразного состояния. При ожогах использовали высушенные и измельченные до порошкообразного состояния грибы и гусиный жир "каз май".
Среди ногайских лекарей широко было распространено лечение пиявками "суьлик". Их использовали для вытягивания "дурной" крови при болях в ногах, кровоточащих трещинах на губах и т.д.

При головных болях лекари делали пациентам кровопускание. Лечение кровопусканием применяли многие лекари Дагестана, в частности табасаранские и хваршинские.
Ногайские лекари знали о лечебных средствах животного происхождения.
Так, при отите (воспалении уха) лекарь растапливал нутряной жир лисы и закапывал его в ухо. При ангине сначала массировали шею, предварительно смазав руки сливочным маслом, затем, перетянув платком подбородок, подтягивали его к верху трижды, произнося при этом «Бисмилла». При заболеваниях горла, кашле больного поили молоком с козьим жиром и медом. Отличным средством, используемым при насморке был сок дикого лука. При заболевании глаз "коmp авырув" разбавляли мед в кипяченой воде и полученным раствором промывали глаза. Такой метод лечения глаз был известен и большинству горцев. Глаза лечили также детской мочой. Известно, что детской мочой глаза лечили аварские и лакские лекари.

С зубной болью справлялись почти в каждой семье самостоятельно, для этого использовали семена травы «телмизан». Собранные семена доводили до кипения в небольшом тазу, затем снимали с огня и быстро, пока пар не улетучился, подводили к нему больного. Он должен был стоять, нагнувшись над тазом с накрытым сверху покрывалом и вдыхать открытым ртом пары этого отвара. По свидетельству информаторов после такой паровой бани в отвар из полости рта падали мелкие зубные черви и зубы уже не болели. Лечили зубы и отваром из семян дурмана "дувшоьлмек" его закладывали в дупло больного зуба. Отваром из семян дурмана полоскали больное горло, парами отвара дышали при насморке.
Ногайские лекари успешно лечили болезни костно-мышечной системы. Для лечения использовались грязи, горячий песок, отвары, делали пропаривания, обтирания. При радикулите "бел авыруыв" использовали заячью шкурку. Ее предварительно обильно посыпали солью, тщательно высушивали, и только после этого применяли в лечебных целях. Прежде чем приступить к лечению, лекари заранее делали солевой раствор, укладывали больного на тахту и протирали приготовленным раствором больные участки тела и затем обвязывали заячьей шкуркой. Использование соли и тепла давало почти всегда положительные результаты.

Ломоту в суставах "ел авырув" лечили горячей сывороткой. В большом казане грели сыворотку "пыслак сув" и укладывали в него больного, закрыв сверху одеялом, таким образом больной, парясь, излечивался. Сывороткой ломоту в суставах лечили и табасаранские лекари. При ломоте суставов использовали также медвежий жир "аюв май", им растирали больные ноги, руки. Остеохондроз "бел сызлап авырув" лечили путем закапывания человека по шею в горячий песок.

Ногайские лекари знали о целебных свойствах серной воды «коькирт сув» и грязей. Лечение суставов целебными источниками и грязями предписывали также аварские, даргинские и лакские лекари. Среди детских заболеваний наиболее распространенными были простудные и инфекционные. Родителям ребенка, заболевшего корью, ногайские лекари рекомендовали давать сладости и подслащенное молоко. Высокую температуру сбивали с помощью мыла. Тело больного намыливали и укрывали теплым одеялом на сутки, чтобы сильно пропотел, температура тела приходила в норму и простуда отступала.

Одно из распространенных детских заболеваний – скрофулез (золотуха) лечили с помощью отвара полыни. В течение нескольких дней больного золотухой обмывали отваром из полыни "ювсан", пока признаки заболевания не исчезали. Использовали полынь и при рахите. Одежду больного ребенка окунали в отвар полыни, высушив, надевали на него, а на ночь полынь клали под его матрац. Ногайские лекари успешно лечили и такие заболевания как энурез (ночное недержание мочи). Для чего использовали помет зайца, его сушили, толчили, пропускали через марлю, полученный порошок добавляли в пищу больного в течение трех дней. Этот способ почти всегда приносил положительные результаты. И сейчас этот метод используют для лечения энуреза. В таких случаях детей, страдавших выпадением прямой кишки, сажали на горячий камень, покрытый красной материей. Из древесной золы делали усеченную пирамидку с углублением в виде горшка, покрывали ее куском белой материи и на дно клали яичный желток. На так называемый горшок сажали ребенка так, чтобы он попкой касался дна «горшка», и не давали ему вставать. Во время такой процедуры прямая кишка выпадала и втягивала в себя желток. После чего ребенка поднимали и прямая кишка, по рассказам информаторов, больше не выпадала. Пытались лечить у грудных детей и пупочную грыжу. Ее лечили с помощью серы. Для этого сосок материнской груди смазывали серой и вместе с молоком она попадала в организм ребенка.

Женские болезни лечили в основном женщины-лекари. Их лечению поддавались такие заболевания как мастит (воспаление молочных желез), эндометрит (воспаление матки). Так, мастит "эмшек авырув" лечили отваром травы «телмизан». Эндометрит лечили паром отвара полыни. Аварские женщины тоже знали о целебных свойствах полыни и использовали ее в целях предупреждения нежелательной беременности, употребляя по стакану отвара полыни натощак и перед сном. Молочницу лечили с помощью пенки, получаемой при сжигании ивы «тал». Собирали ветки ивы и жгли ее на костре, пока не появлялась пенистая жидкость, применявшаяся, скорее всего, как антисептическое средство. Ногайские лекари имели представление о возможных отклонениях внутриутробного развития плода, умели распознавать их и при необходимости с помощью массажа разворачивали его в нужном направлении.

Большое внимание уделялось питанию будущих мам. Для них специально впрок заготавливали «курт» - это кисло-молочный продукт содержащий большое количество кальция, который давали беременной при токсикозе и для укрепления костно-мышечной ткани плода. «Курт» давали и детям как средство, укрепляющее костно-мышечную систему, особенно в зимний период, когда ощущался дефицит |молочных продуктов. Большое применение «курт» нашел и в народной медицине башкир. Его использовали при простуде, поносе, сердечных болях, болезнях печени и желчевыводящих путей, при тошноте, укусе змеи, изгнании отдельных гельминтов, для возбуждения аппетита, а также как потагонное средство и наружный антисептик.
Таким образом, ногайские лекари имели представления об анатомии и физиологии человека, об этиологии заболеваний, умели правильно поставить диагноз и лечить различные болезни, в том числе детские, женские, оказывать помощь при родах, правильно применять в лечебных целях различные средства физического воздействия (тепло, холод, целебные воды, грязи, массаж).

В начале XX века в Ногайской степи появляются первые медицинские пункты. Так, в ставке Терекли-Мектеб была медицинская аптека с фельдшером. В Ачикулакском приставстве работала районная Тукуй-Мехтебская амбулатория, которая обслуживала одиннадцать населенных пунктов: Тукуй-Мектеб, Махмуд-Мектеб, Туркмен-аул, Абрам-Тюбе, Угтюбе-Таслы, хутор Берукин, Куясула, Эрджет, Куна Менгиш-Кую, Джелал (Мутенин И.Т. Ачикулакские ногайцы // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 5. Оп. 1. Д. 67. № 196 Л. 46). Несмотря на то, что кочевникам все-таки оказывалась квалифицированная медицинская помощь, решить проблему здравоохранения полностью не удавалось, так как медицинских пунктов было ничтожно мало, а нуждающихся в профессиональной врачебной помощи много. И потому еще долго наряду с научной медициной существовала традиционная, в которой прослеживаются связи с тюркскими, северокавказскими и дагестанскими медицинскими традициями, хотя она и отличалась некоторой этнической самобытностью и этнорегиональным своеобразием.
Категория: Культура и традиция | Добавил: тоньюкукк (19 Ноября 2016)
Просмотров: 18 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 тоньюкукк • 15:20, 19 Ноября 2016
Ногайцы также лечили ревматизм. Вот свидетельство этому из книги чеченского автора Магомета Мамакаева "Зелимхан":

    ...А Зелимхан тяжело болел. Его постоянно бил жуткий озноб, он никак не мог согреться и мечтал хоть на какое-то время оказаться под знойным солнцем. Там, казалось ему, он обязательно поправится.Иной раз болезнь доводила его до безумия. «Чем дожить до этого, пусть бы меня лучше сразила молния, — мучительно думал он, до крови искусав руки, чтобы не стонать.
    — Я отомстил за отца, братьев, товарищей, но кому и что я доказал?.. Я пытался помочь сиротам и бедным, но развел еще больше сирот». Эти тяжелые мысли еще сильнее ухудшали его состояние.

И вот по совету людей, сведущих в знахарских делах, Зока увез Зелимхана в Ногайские степи к своему знакомому.Здесь абрека поселили в юрте у ногайца-скотовода, выдав его за крестьянина-охотника, приехавшего на лечение.

Тяжелые и тоскливые дни тянулись невыносимо медленно. Иной раз боль усиливалась настолько, что Зелимхану казалось: кончается жизнь. В изнеможении он закрывал глаза и не отвечал на вопросы хозяина.Ногаец Нури делал все, чтобы облегчить боли своему пациенту.— Так врачевали наши деды, — говорил он, заворачивая голени харачоевца в горячую шкуру, только что снятую с барана. — Я знаю много случаев, когда от этого люди поправлялись.Нури аккуратно кутал ноги больного в черную шерсть с солью, поил его теплым айраном. В общем, делал все, что делали в таких случаях мудрые предки.

И вот спустя месяц-другой Зелимхан почувствовал облегчение. Кроме того, здесь он был в безопасности и мог часами лежать, глядя в обширную степь, согретую горячим солнцем. С его зорким глазом абрека и метким ружьем тут ничто не угрожало ему.

Нури тоже повеселел, обрадованный результатами своего лечения. Он приносил больному холодную воду из колодца, по вечерам рассказывал о жизни и быте ногайцев. И слушая этого доброго человека, Зелимхан понемногу забывал боли, улыбался. Он уже вставал, ходил по юрте, совершал короткие прогулки в степь.

Мамакаев М.А. Зелимхан: Роман. – Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство. 1981.
avatar