Главная » Статьи » Информация

Космология и феогония алтайцев-язычников. - [Ландышев, С. В. Казань, 1886]
Создание вселенной

Когда не было ничего был Уьлген, который носился над безбрежным морем. Голос внутри него сказал ему: "Алдынгда тут!" ("Вперёд!") И он начал творить. Он создал трёх рыб и на них расположил землю. Всё это время Уьлген находился на горе Алтын ту (Золотой горе), которая свешивалась с неба и не касалась земли. Он сотворил Землю (Иер) и Небо (Тенгере). За 6 дней он создал мир и на 7-й день отдыхал. Поэтому алтайцы на 7-й день умывают руки и лицо и мужчины говорят "пуодоминэ бурханым!", а женщины: "йеедимине, Кутайым!" Мужчины кланяются к востоку, преклоняя колени и держа руки назад, а женщины - преклоняя одно левое колено и правой рукой держа правую косу кланяются к востоку один раз, а мужчины сколько захотят. Перед молением кладут на огонь оржан (ветку можжевельника) помещённую в чашку (санг-салгым), которая установлена на престоле (шире). Сейчас это исполняется раз в год примерно на 23 апреля, когда начинает куковать кукушка. Тогда восходят вместе на гору, брызгают коровье молоко и воскуряют санг-салынг.

О сотворении Эрлика.

Кроме нашей вселенной сотворено ещё 99 вселенных (миров) существует 33 слоя небес.
Первым человеком сотворённым Уьлгеном был Эрлик (Мужественный), которого он создал из глины, вдохнув ему через ухо душу. Он был как бы братом Уьлгеню, но потом возомнил о себе и захотел стать выше него, решив создать тварей лучше и стал противником и врагом Уьлгеню.
На место Эрлика Уьлген создал богатыря Манды-Шире из металла и камня и создал других людей, поселив их в других землях.
Уьлген создал сначала 7 мужчин, затем создал ещё одного. 8-му человеку "Сен-бил", которого назвал Майдере, поручил создать им женщину , тот создал её из глины, травы и т.д., но Эрлик обманул его собаку, охранявшую создание, вдунув в неё жизнь, получилось смрадное существо. Тогда Уьлген создал из косточек ребра Таргын-нама (одного из 7-ми людей) живую жену отдал её ему, назвав Мунджую-таиди.
Майдере прогнал Эрлика вместе со смрадной женой и потомством от неё в землю между двумя морями, где не светит ни солнце ни луна.

Изгнание людей из рая.

Эрлик попытался украсть души людей путём захвата (оп-куруй), но Уьлген опередил его, привязав их души нитями к себе и проклял Эрлика, чтобы у него не множились слуги, тогда Эрлик пришёл в сад Уьлгена и развесил своих духов в виде плодов между настоящими плодами на деревьях, а также посадил одно своё дерево с заколдованными плодами. А Майдере, прийдя в сад, прогнал со всех деревьев слуг Эрлика вместе с его деревом, которое он вырвал с корнями. При этом он приказал змею охранять чернильницу, но, пока он прогонял Эрлика и его слуг, жена Таргына съела ягоду с дерева и дух перед нею появился в образе её мужа и приказал принести чернила и змей отдал чернила ей, хотя собственный муж ничего не знал об этом. Майдере проклял её и мужа, а также змея и прогнал их в жаркую пустыню из Аруун-сюдун (рая). Там Уьлген показал человеку съедобные ягоды и травы, которые он стал заготавливать на зиму, а животные приходили к стогу есть их. Тогда он стал отгонять их палками, а животные стали жаловаться на человека. Уьлген рассудил их, приказав Таргыну есть хлеб и мясо, а траву не есть, чтобы животные её ели.
Уьлген научил человека добывать огонь ударяя чёрным камнем по белому, чтобы он варил мясо и пёк хлеб, говоря, что это огонь от силы моего отца (бу от атамнын кучуннэнг ташха тюутхан от).
Чтобы люди люди не заполнили всю землю, надо было, чтобы они познали смерть Уьлген прислал к ним своего слугу Яра-Чеченя. После этого алтайцы стали поклоняться духам предков, кланяясь на Алтай и говоря: "Ада - обогонынг юртаган аржан болган Алтаина баш болзын".

Низвержение Эрлика в преисподнюю.

Хитрый Эрлик тем временем выпросил у Майдере себе свои луну и солнце, а у Уьлгена - возможность сотворить себе слуг и стал делать себе духов с помощью молота и наковальни. Уьлген послал к нему своего богатыря Манды-Шире, сначала он не смог противостоять слугам Эрлика, но с помощью благословения Уьлгеня он победил их и даже самого Эрлика, пронзив его копьём насквозь от плеча до бедра. Когда он приподнял его, то слуги посыпались на землю и стали духами всего сущего.
Уьлген разгневался на Эрлика и низвергнул его в преисподнюю, сказав: "Делай там всё, что тебе угодно!"
С тех пор духи Эрлика ускоряют несчастья людей, а Тыналгым-Алдачи или Усмекчи (ангел смерти) забирает души из умирающих к Эрлику.
Когда Эрлику не удалось сделать "оп-куруй", он создал в море чудовище Андалма-мууса, которое языком с моря захватывало людей на берегу. Тогда Тирун-музыкай (слуга Уьлгеня) сошёл с неба, сделался человеком родившись от девы Эрке-Шудюнь, назвался Тямаа-Тюрун. Ещё когда был мальчиком он убил Андалма-мууса и из его остова появились насекомые. Тюрун-музыкай обошёл много стран и в Китае хан узнал его. За это он посоветовал хану Китая ни с кем не воевать и хранить книгу о прооисхождении мира, затем исчез, возможно вознёсся на небо.

Потоп.

Потоп (яик) произошёл после Хан-Тенгиса (Царь-Море). Начало светлых сил - Уьлген приказал человеку по имени Нама построить Кереб (корабль) и взять трёх сыновей с семьями и зверей и птиц. Четвёртая птица после ворона (кускум), вороны (карга) и сороки (сангыскан) - голубь (кутайдын кужы), выпущенный с кереба, прилетел и принёс в клюве берёзовую веточку.
После потопа Нама стал почитаться как творец (Яячи) и называли его Яик-ханом. А его сыновья Соозун-уула, Сары-уула и Балыкса получили другие имена от Уьлгена:- Таулье, Шаулья и Тирле.

Происхождение шаманства.

Когда после потопа Балыкса захворал, то он позвал человека по имени Тянгару и заставил его камлать (шаманить). Это были проделки Эрлика. Уьлген сказал Балыксе, что теперь он слуга Эрлика и после смерти пойдёт к нему, а шаману предрёк, что жертвуя и Эрлику и Уьлгену он никогда не разбогатеет и будет всегда беден.
А остальных сыновей Уьлген благословил и обещал прислать с неба царя, которому покорятся все народы.
Когда Нама умер и отправился на небо, то народы размножились и решили построить гору до неба, тогда Уьлген разделил их дав им 77 языков, хотя до этого у них был один язык. 74 народам дал грамотность, а сойонцам, калмыкам (урянхам) и чёрным татарам не дал за то, что они шаманят, приняв от Эрлика бубен и камлание.

Кончина мира.

К концу веков люди погрязнут в грехах, Ульген будет удаляться от них вверх, а Эрлик будет подниматься вверх к поверхности земли. Его слуги достигнув поверхности земли будут стараться завладеть людьми. Тогда Уьлген, сжалившись над людьми, пошлёт богатыря Манды-Шире, который сразится со слугами Эрлика (Карашу и Керей), они не выдержат. И тогда на помощь им придёт Эрлик и вместе они убьют Манды-Шире. Тогда Уьлген пошлёт к людям Майдере с наказом ни в коем случае не убивать Эрлика, а уговаривать людей не поддаваться пыткам Эрлика и чтить Уьлгена. В конце Эрлик, разъярившись на Майдере из-за несклонившихся к нему людей и замученных им, поразит Майдере мечём. Кровь брызнет его и покроет всю землю и вспыхнет вся земля пламенем от крови и тела его и пламя достигнет неба. Тогда сойдёт на землю сам Уьлген и ударив в ладоши воскликнет "кый деп!" (вставайте мёртвые), они восстанут и вернутся в своё тело. Из уст Уьлгена вырвется пламя и истребит всю землю, по которой ходил дьявол (коьрюмес) и истребится сам дьявол и его слуги, люди, которые ему подчинились и будут безтелесыми отправлены в ад, а верные Уьлгеня остануться с ним и будут в его жилищах.

http://elib.tomsk.ru/purl/1-4075/
Категория: Информация | Добавил: тоньюкукк (21 Августа 2016)
Просмотров: 81 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 тоньюкукк • 12:39, 21 Августа 2016
Представления тюрок-алтайцев об устройстве мироздания можно также понять
прочитав их сказки, например, "Танзаган -отец алтацев"  http://azatpai.ru/d/559662/d/skazki-altaya.pdf,
в частности сказку "Золотая чочойка" на стр 110-114.
А красоту алтайской природы, где родилось такое мировоззрение, я познаю по алтайским песням: https://www.youtube.com/watch?v=2lnxs_DMUDk
avatar