Главная » 2017 » Марта » 14 » Взятие ногаями Искора
11:05
Взятие ногаями Искора

Сегодня в ногайских группах появилась фотография фрески в селе Искор, Чердынского района Пермского края. Называется роспись «Защита жителей города Искора от нагайских татар», а сделана она в часовне Праскевы Пятницы на месте древнего Искорского городища. Часовня построена в 1891 году.

Однако, наличие в часовне сцены боя с ногаями заставило меня начать копаться в различных источниках, в первую очередь в тех, где бы рассказывалась связь Праскевы Пятницы с защитой Искора от войск Ногайской орды. И действительно, есть легенда, повествующая о тех событиях: «Местное почитание Параскевы Пятницы соотнесено с историей об обороне Искора от набега ногайских татар в XVI веке. В легендах и преданиях об этих событиях рассказывается, что Параскева помогала защитникам: "Во время одного из вражеских набегов Параскева обороняла городок вместе с другими защитниками. Врагам удалось полонить ее. Надеясь, что страдания мученицы устрашат русских воинов и они сдадутся, израненную женщину с разбитыми в кровь ногами водили вокруг крепости, затем подняли по Узкой улочке на вершину скалы. Но недруги просчитались - мученический подвиг Параскевы Пятницы укрепил дух защитников крепости, и они храбро отразили все приступы"» [А. В. Черных: "Русский народный календарь в Прикамье"].

Но христианское предание является скорее преувеличением, так как другие источники свидетельствуют о поражении защитников Искора и уничтожении их войска. Так, в 1889—1891 годах местный священник В. Е. Попов зафиксировал искорское предание о местном царе Коре следующего содержания: «В городке Искоре жил царь Кор. Услыхал он однажды, что недалеко от его городка грабят и жгут селения ногайские татары. Он собрал из ближайших мест людей, вооружил их и послал навстречу ногайцам, чтобы не до- пустить последних до Искора; а сам с небольшим числом людей остался в городке. Отряд Кора расположился на небольшом холме, в 5 верстах от Искора. Здесь к ним подошли в большом количестве ногайцы, и завязалась битва. Отряд Кора был разбит; ногайцы преследовали бежавших искорцев, подступили к их городку и осадили его. Искорцы, благодаря неприступности своего городка с трех сторон, долго держались против татар; они, кроме воинской обороны, защищались еще и другим способом: срубали и катали на осаждавших бревна, бросали и скатывали на них каменья и т. д., но, наконец, ослабели. Ожесточенные ногайцы, взяв городок, перебили всех жителей и самый городок разрушили» [Чагин Г. Н. Историческая традиция эпической поэмы К. Ф. Жакова «Царь Кор»].

И именно под впечатлением этих двух преданий иконописцы из Покчи, расписывавшие в 1893 году построенную двумя годами ранее часовню в Искоре, одна из фресок посвятили этой битве, назвав ее: «Защита жителей города Искора от нагайских татар».

И всё же, смогли ли отстоять Искор его защитники, как приводится в предании о Параскеве, или ногаи всё же взяли город и уничтожили его войско, как пришло в преданиях о Царе Коре? Ответ на этот вопрос мы найдем в Вычегодско-Вымской (Мисаило-Евтихиевской) летописи, которая так повествует о событиях, произошедших в Искоре в 1547 году: «Лета 7055 на Пермские епархия поставлен бысть владыко Киприан. Того же лета пришедшу ногайские люди на Чердыню, повосты пожгли, а заставу чердынскую русаков и пермяков побили».

Выходит, что ногаи всё же разбили войско чердынского региона, куда входил и Искор. А произошло это в 1547 году, когда бием Ногайской орды был Шейх-Мамай.

Итак, в заключение мы можем сделать вывод, что войска Шейх-Мамай бия в 1547 году разбили русские и пермские войска, что отразилось в народных преданиях, сохранившихся в разных вариациях в народе до конца XIX века, когда под их впечатлением иконописцы из Покчи в 1893 году расписали одну из частей часовни сценой из той давней битвы.

Абдул-Алим Махсутов

Просмотров: 432 | Добавил: ногай-эл
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 тоньюкукк • 19:49, 14 Марта 2017
Интересный материал!
avatar