Главная » 2017 » Октября » 18 » Эксперты разошлись в оценках выживания языков Дагестана
22:05
Эксперты разошлись в оценках выживания языков Дагестана
Руководитель Федерального агентства по делам национальностей Игорь Баринов выступил с инициативой введения билингвального обучения (двуязычного образования – РИА «Дербент») в начальных классах. Данное предложение было озвучено в рамках форума-диалога «Языковая политика: общероссийская экспертиза».

Руководитель регионального министерства по нацполитике Татьяна Гамалей заявила, что всего в Дагестане зафиксировано 32 языка, из них 14 считаются имеющими письменность. Это литературные языки, на которых ведется преподавание, которые мы, безусловно, не считаем находящимися под угрозой»

чрезвычайно необходимые республиканские законы «О языках народов Дагестана» и «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РД». Их принятие уже два десятка лет искусственно затягивается вопреки тому, что на федеральном уровне оба закона действуют с 1991 г. и 1999 г. соответственно.

заместитель директора Фонда общественного и культурного развития «Дербент» Амиль Саркаров считает, что предложение руководителя Федерального агентства по делам национальностей Игоря Баринова на первый взгляд выглядят актуальными для Дагестана. «Но их можно применить только для билингвов, владеющих и родным, и русским языками. Но для его внедрения в городах следует создать отдельные национальные школы или выделить национальные классы в уже имеющихся. Такие преобразования, мне кажется, сложно осуществить.

Для сельской местности Дагестана предложения Баринова менее актуальны, так как школьники и так постепенно переходят на русский язык, обучаясь на родном языке лишь в начальной школе. То есть, освоив русский язык, они уже начинают изучать школьные предметы только на этом языке.

Другое дело, если обучение в средних и старших классах будет параллельно вестись на родном и русском языке. Однако для того, чтобы реализовать такие масштабные преобразования необходимо провести серьезную работу по подготовке необходимых для этого билингвальных учебных пособий. Но в силу того, что Дагестан не справляется со своевременным обеспечением учебников и методическим сопровождением для начальных школ с родным языком обучения на 13-ти письменных языках (не считая русского – РИА «Дербент»), перейти в настоящее время к билингвальному обучению в старших классах будет очень сложно», – считает эксперт.

Старший научный сотрудник РАНХиГС и Института Гайдара Константин Казенин
сторонник того, чтобы все вопросы, касающиеся изучения в школах национальных языков, кроме государственного языка России, были переданы как можно на более низовой уровень. Чтобы даже не регионы, а конкретные муниципальные образования, школы — могли сами придти к определенному решению.

Доктор филологических наук Руслан Кадимов

«Как было сказано, желательно первые два года практиковать общение с ребёнком только на родном языке, а после уже обучать другим»

РИА «Дербент» © Источник: https://riaderbent.ru/eksperty-razoshlis-v-otsenkah-vyzhivaniya-yazykov-dagestana.html
Просмотров: 49 | Добавил: тоньюкукк
Всего комментариев: 0
avatar