Главная » 2016 » Декабря » 23 » АСЫ — АЛАНЫ В СОСТАВЕ НОГАЙСКОГО НАРОДА
19:26
АСЫ — АЛАНЫ В СОСТАВЕ НОГАЙСКОГО НАРОДА

Р.Х. Керейтов
(Карачаево-Черкесский институт гуманитарных исследований Правительства КЧР)

Реконструкция аланского мужского костюма XI-XII вв, выполненные на основе материалов могильника Змейский (находки В. А. Кузнецова) и Рим-Гора (находки А. П. Рунича). Ставрополье.

Реконструкция аланского мужского костюма XI-XII вв, выполненные на основе материалов могильника Змейский (находки В. А. Кузнецова) и Рим-Гора (находки А. П. Рунича). Ставропольский край.

Слова из философского энциклопедического словаря, что общественной функцией науки «…является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности»1, остаются всегда злободневными. Только факты, а не фантазии «на тему» остаются главными в исторической науке. Поэтому данные об асах-аланах в ногайской истории как раз и способствуют формированию объективных знаний об этом народе. В фольклоре ногайцев есть такие слова: «Аланъ, аланъ, аланъ юрт, аланълаган ногай юрт» / Аланъ, аланъ, аланская поляна /долина/, рассеянная ногайская долина». Эти слова сказаны неспроста.

Этнонимы ас-алан в ногайской этнонимике применяются почти всегда вместе и идентифицируются. Современные ногайцы сохранили родоплеменные названия и тамги, которые выявляют четкую связь их со многими древними племенами. Наряду с такими древнетюркскими названиями как «уйсун», «канглы», ногайцы сохранили этноним СИРАК с собственной тамгой, восходящей к сарматскому племени СИРАК, некогда жившего в степных просторах Поволжья. Значение слова «сирак» В.И. Абаев передает с иранского как «идущий», «плавно танцующий», «иноходец»2. В то же время в ногайском языке обозначенное название племени переводится и как «голень», «поколение», «колено». У ногайцев и в настоящее время сами СИРАКИ делятся на несколько подразделений: КАРА-СИРАК /большие сираки, черные сираки, простые сираки/, АК-СИРАК /белые сираки, истинные сираки/ и просто сирак. Под этим этнонимом существуют и фамилии. Таким же образом фиксируется этноним АС-АЛАН.

Одними из первых, кто зафиксировал этноним АС у прямых предков ногайцев в XIII веке были Плано Карпини и Рубрук, назвавшие их «аланы или асы»3. Здесь же вспомним, что у тюркоязычных народов наряду с этнонимом АС известен и АЗ. Народ АЗ в начале VIII века расселялся на Алтае и Саянах. В.В. Бартольд писал: «Вместе с киргизами несколько раз упоминается народ АЗ. В одном месте АЗЫ называются вместе с тюрге-шами, следовательно, жили, вероятно, от киргизов к юго-западу, между Саянским хребтом и Алтаем»4.

Сопоставление достоверных материалов дало возможность Р.Г. Кузееву прийти к выводу, что «… азы в VIII-IX вв. были тюркоязычными племенами, тем более в период их включения в XI-XII вв. в состав продвигавшихся на запад киданей-кара-китаев. В XI в. или несколько раньше азы вместе с другими кочевниками расселились по всему Дешт-и-Кыпчаку, включая Северный Кавказ, Причерноморье и Приуралье»5.

В начале XIII в., как пишут осетиноведы Т.А. Гуриев и В.А. Кузнецов, «аланы-асы, проживавшие в других районах /в Крыму, Северном Причерноморье, Подонье/, утратили связь с аланами Северного Кавказа, смешались»6. И не поэтому ли в ХV в. венецианский купец И. Барбаро писал, что на Дону живут аланы, которые на их собственном языке называются ас, а часть территории, занимаемой ханом Ногаем, а впоследствии его сыном Джеке на Дунае, называлась Страной асов7.

Правомерный вопрос: «какие же имеются основания признать асов и аланов тюркоязычными?» — ставят М.З. Закиев и Я.Ф. Кузмин-Юманади. На основе убедительных данных они пишут следующее: «В древнетюркских рунических памятниках VIII в. н.э. асы (яс, яз) зафиксированы как тюркские племена». Они много раз упоминаются рядом с тюрками (в узком смысле), киргизами8 и представлены как ветвь тюргешей9 и киргизов в долине реки Чу10. Восточные историки Х-ХI вв., в том числе и М. Кашгарский, сообщают о племенах азкеше — «люди аз», которые наряду с аланами и каса /касогами/, без сомнения, относятся к тюркским племенам11. Ученый Аль-Бируни заявляет, что язык у асов и алан напоминает языки хорезмийцев и печенегов12. Современник Аль-Бируни, неизвестный переводчик «Истории иудейской войны» Иосифа Флавия /написана в 90-х годах н.э./ на древнерусский язык, этноним «алан» передает словом «яс» и без тени сомнения утверждает, что ясский язык по роду является печенежским: «Язык же ясский ведомо есть яко от печенежьска рода родися, живущие подле Тана и Меотского моря»13.

По этнониму «ас» на широких просторах проживания разноязычных народов оставлены топонимы и гидронимы: в Семиречье, Фергане и Северной Киргизии — Ас, Асса, Ош, Талас; на Сырдарье — Аса, Асар, Аснас, Ясы; на Урале и в Волго-Камье — Ассы, Асылы, Асы, Аша, Ош; на Кавказе — Ассы, Асса; в Крыму — Табулды-ас, Биюк-ас, Терекли-ас, и их происхождение проанализировано в выше указанной книге Р.Г.Кузеева.

Как известно, асы участвовали в формировании многих народов, проживающих на территории, которая охарактеризована выше. По исследованию К.Ш. Шаниязова, асы есть в составе узбеков14. Б.Х. Кармышева пишет, что «…этноним «ас» среди потомков дештикыпчакских узбеков сохранился в памяти стариков вплоть до наших дней в качестве названия одного из подразделений племени сарай и хорезмских кыпчаков»15.

Этнонимы с основой ас/аз сохранились у киргизов16, алтайцев17, башкир18, у карачаевцев и балкарцев .

Этноним «ас» у ногайцев зафиксировали различные источники, в том числе и архивные. В XIX веке у ногайцев Северо-Западного Прикаспия существовал аул под названием АС19. У ногайцев Нижнего Поволжья, по данным П.И. Небольсина, был род под названием «Ас». Он пишет: «Асские кундровцы живут в Хожетаевке: всего, по рассказам, их душ около 600 или 650-ти; уран их, разумеется, общий, «кок-сарай», тамга — палец / кус (ф) юу; она кладется на левом бедре лошади, в прямом направлении. У АС два отделения: а) шотук и б) култас /уран и тамга общие, как сказано/»20. Попутно отметим, что среди кубанских ногайцев, в частности в ауле Икон-Халк в настоящее время существует фамилия Шутуков, представители которой знают, что они относятся к асам и пользуются одинаковой с Карасовыми тамгой. А. Скальковский привел данные о наличии аулов с названием Ас у причерноморских ногайцев21. Такие же сведения, но теперь уже о ногайцах Северо-Восточного Кавказа имеются в работе Н. Семенова22.

Тот же Н. Семенов указывает на наличие у асов родов: дер-гуллу-ас, чомишли-ас, торту-уллу-ас23. У кубанских ногайцев был и сохраняется род ас. Напрашивается следующее сравнение. Присутствие рода торт-ас у телеутов отмечает Л.Р. Кызласов24. В этом случае границы сходства с ногайскими тарту-уллу-ас и торт-ас у телеутов расширяются и не являются ли они идентичными? Думается, что именуемый Н. Семеновым тарту-уллу-ас, скорее, в ногайском произношении доьрт-уллу-ас и обозначает «ас, имеющий четырех сыновей», что созвучно и существующему другому названию рода – доьрткил-ас, т.е. четырехугольный ас, чему свидетельствует и тамга-четырехугольник… По другим данным, например, свидетельству В.В. Бартольда, «на Алтае сохранилось родоплеменное название торт-ас25. И если это так, то, естественно, связь ногайцев с народами Алтая подтверждается ещё раз, тем более с народом АЗ орхоно-енисейских памятников. Такие вполне аргументированные параллели привели, изучая асов у алтайцев и киргизов, Л.Р. Кызласов и С.М. Абрамзон.

В настоящее время представители племени ас живут во всех местах расселения ногайцев в Российской Федерации и Турции, о чем свидетельствуют наши материалы полевых исследований с 1986 года по настоящее время. При этом они сохранили родовые названия. Например, в Ногайском районе Республики Дагестан есть шомакалы ас, доьрткил ас, коьтликли ас. В обширной Ногайской степи можно встретить асов со своими тамгами: ас, доьрт уллу ас, шоьмишли ас; есть идентичные тамги у асов, живущих в разных регионах расселения народа. Например, у кубанских ногайцев встречается тамга, схожая с той, что есть у представителей рода ас у прикаспийских ногайцев в ауле Карагас.

Попутно следует отметить одну особенность. Эти тамги можно встретить на изделиях домашней утвари и особенно на надмогильных памятниках.

Также следует подчеркнуть одну особенность, встречаемую среди кубанских асов. Здесь представители фамилии Карасов могут вступать между собой в брак, и этому есть множество примеров. Но при этом не совпадают тамги вступающих в брак. Это говорит о дальности и древности родов, имеющих фамилию Карасов, но генеалогия степени родства очень далекая или вовсе нет этого родства.

Таким образом, пройдя через века, этноним «ас» и на Северном Кавказе остался как у тюркоязычных (ногайцев, карачаевцев, балкарцев), так и у ираноязычных (осетины) народов. Ногайцы на протяжении веков имели этнонимы с основой «АС»: култы-ас, ак-ас, шомишли-ас, дергуллу-ас, дорткил-ас, кара-ас, коьтликли-ас и просто ас. Поэтому, изучая историю асов-аланов, их культуру, обойтись без ногайского компонента или компонентов асов-аланов в истории и культуре ногайцев вряд ли будет правомерно. Изучение разных сторон жизнедеятельности народов, у которых присутствуют ас-аланские элементы будут способствовать исследованиям разных сторон истории и культуры обозначенных народов в более широком и глубоком ракурсе.

Литература:

1 Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 403.
2 Абаев В.И. Нартский эпос осетин. Цхинвали, 1982. С. 342.
3 Путешествие в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. М., 1957. С. 57.
4 Бартольд В.В. Собр. соч. М. 1963. Т. 2. ч. 1. С. 485.
5 Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. М., 1974. С. 229-230.
6 История Северо-Осетинской АССР. Орджоникидзе, 1987. С. 123.
7 Барбаро и Контарини о России. Л., 1971. С. 137.
8 Кляшторный. 1964. С. 34.
9 Бартольд В.В. Собр. соч. М., 1965. С. 204.
10 Бартольд В.В. Собр. соч. М.,1964. Т. 2. ч. 1. С. 432.
11 Бартольд В.В. Собр. соч. М., 1964. Т. 2. С. 109; Т. 5. С. 587.
12 Кляшторный. 1964. С. 174-175.
13 Закиев М.З, Кузьмин-Юманади Я.Ф. Волжские булгары и их потомки. Казань, 1993. С. 75.
14 Шаниязов К.Ш. К этнической истории узбекского народа. Ташкент, 1974. С. 150.
15 Кармышева Б.Х. Следы средневековых этнонимов и антропонимов в узбекских генеалогиях / ас, кышлык, урус/. Ономастика Средней Азии. М., 1978. С. 19.
16 Абрамзон СМ. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи. Л., 1971. С. 39.
17 Кызласов Л.Р. История Тувы в средние века. М., 1969. С. 50.
18 Кузеев Р.Г. Указ. раб. С. 229.
19 ГАРД. Ф. 350. Оп. 1. Ед. хр. 389. Л. 5.
20 Небольсин П.И. Инородцы Астраханской губернии. Заметки о кундровских татарах // ВИРГО. СПб., 1851. Ч. 2. С. 5.
21 Скальковский А. О ногайских татарах, живущих в Таврической губернии // Журнал Министерства народного просвещения. 1843. Т. Х1. Ч. XI. № 10-12. С. 420.
22 Семенов Н. Туземцы Северо-Восточного Кавказа. СПб., 1895. С. 387.
23 Семенов Н. Указ. раб. С. 387.
24 Кызласов Л.Р. История Тувы в Средние века. М., 1969. С. 50.
25 Бартольд В.В. Указ. соч. М., 1964. Т. 2. Ч. 1. С. 485.

Источник: Аланы и асы в этнической истории регионов Евразии / Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием. Карачаевск: КЧГУ, 2010. С.132-137

http://ilmu.su/asy-alany-v-sostave-nogajskogo-naroda/

Просмотров: 1237 | Добавил: ногай-эл
Всего комментариев: 0
avatar