Эпос - Форум
Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Форум » НОГАЙЦЫ » Эпос
Эпос
TagayДата: Четверг, 31 Января 2013, 13:54 | Сообщение # 1
Группа: Пользователь
Сообщений: 26
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
За сообщения на форуме:
За 1 сообщение За 10 Сообщений
Название: ayt desenez.djvu
Размер: 1.07 Мб
Описание: Если просите, спою...: Сб.ног. нар. песен /зап. и сост. А. Сикалиев. - Черкесск, 1971. - на ног. яз. - 144с.
Ссылка для скачивания файла: http://rusfolder.com/34750111

Добавлено (31.01.2013, 13:24)
---------------------------------------------
Название: tatar dastannary.djvu
Размер: 1.83 Мб
Доступен до: 2013-01-31 18:18:14
Описание: Дастаннар:Түләк, Йиртөшлек, Ак Күбек, Җик Мәргән, Чура батыр, Кузы Күрпәч белән Баян-сылу, Йосыф китабы, Сәйфелмөлек, Бүз егет
Ссылка для скачивания файла:
http://rusfolder.com/34362206

Добавлено (31.01.2013, 13:54)
---------------------------------------------
текст эпоса "Идегей" на татарской латинице, татарской кириллице XP и русский перевод.
Название: идегей.rar
Размер: 311.84 кб
Доступен до: 2012-05-14 21:07:46
Ссылка для скачивания файла: http://ifolder.ru/29927272

Сообщение отредактировал Tagay - Четверг, 31 Января 2013, 13:51
 
тоньюкукк1961Дата: Суббота, 09 Февраля 2013, 00:54 | Сообщение # 2
Группа: VIP Пользователь
Сообщений: 598
Награды: 11
Репутация: 100
Статус: Offline
За сообщения на форуме:
За 1 сообщение За 10 Сообщений За 100 Сообщений За 500 Сообщений
Сав бол, Tagay, за ссылку, окыятырман али Айт десенъиз, айтайымды. good
 
TagayДата: Вторник, 12 Февраля 2013, 22:47 | Сообщение # 3
Группа: Пользователь
Сообщений: 26
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
За сообщения на форуме:
За 1 сообщение За 10 Сообщений
Коллекция образцов тюркского эпоса.

http://aton.ttu.edu/turkishlist.asp

Есть отличная книга с ногайским фольклором

http://aton.ttu.edu/pdf/Nogay_Irlari_1969.pdf

Лет 5 назад скачал оттуда
 
sirakДата: Четверг, 14 Февраля 2013, 19:58 | Сообщение # 4
Группа: Пользователь
Сообщений: 78
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
За сообщения на форуме:
За 1 сообщение За 10 Сообщений
вообще то с эпосом проблем нету в кчр насколько я знаю даже в учебниках ногайша да на счет этого есть компетентные люди писатели керейтов капаев и другие может если кто хочет с ними связатся и эти вопросы обсудить
 
TagayДата: Четверг, 14 Февраля 2013, 21:10 | Сообщение # 5
Группа: Пользователь
Сообщений: 26
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
За сообщения на форуме:
За 1 сообщение За 10 Сообщений
Я уже связывался с выдающимся ученым- собирателем фольклора, который посвятил всю свою жизнь сохранению и изучению бесценного культурного наследия ногайского народа - с Сикалиевым (Шейхалиевым) Ашимом Имам-Маземовичем, с просьбой разместить в Интернете ногайский эпос в электронном виде. Однако, у него не оказалось компьютерного текста. В Махачкалинском издательстве где были в начале 90-х опубликованы тексты также ответили, что компьютерного набора текстов эпоса не сохранилось.

В настоящее время в Российской академии наук существует программа по формированию электронного корпуса текстов разных народов. В первую очередь как заявлено русского, потом других. http://www.corpling-ran.ru/
Что интересно в данную программу Российской академии наук на второе место попал армянский язык (!!!). Работы по армянскому корпусу текстов завершены. http://www.eanc.net/ И мне кажется результат данной работы получился с точки зрения обычного пользователя намного интереснее, чем по русскому языку.
Подобная же работа по формированию электронного корпуса текстов эпоса проведена в отношении тюрков-шорцев http://corpora.iea.ras.ru/corpora/texts.php , в значительной степени финансировалась западными исследовательскими центрами. И это было очень своевременно т.к. оставался только один живой сказитель В.Е. Таннагашев, который успел передать какую-то часть устного наследия в рамках данного проекта, прежде чем скончался.
Очень жаль, что российская наука и государство в целом, за исключением отдельных энтузиастов-ученых равнодушны к сохранению культурного наследия тюркских народов. Не говоря уже о внутренней политике в области образования, культуры, этнического воспитания и религии традиционно направленной против коренных народов.
 
Noghay-khanДата: Четверг, 14 Февраля 2013, 21:12 | Сообщение # 6
Группа: Пользователь
Сообщений: 90
Награды: 5
Репутация: 350
Статус: Offline
За сообщения на форуме:
За 1 сообщение За 10 Сообщений
А у нас в чечне с этим туго :-( ногайские книги днем с огнем не сыщешь. :-(
 
TagayДата: Четверг, 14 Февраля 2013, 21:15 | Сообщение # 7
Группа: Пользователь
Сообщений: 26
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
За сообщения на форуме:
За 1 сообщение За 10 Сообщений
В 2003 г. фондом сохранения языков, находящихся под угрозой исчезновения (The Endangered Language Fund, USA), был частично профинансирован проект Д.А. Функа по аудиофиксации шорского героического эпоса от современного сказителя-кайчы В.Е. Таннагашева (1932 г.р.) с целью сохранения возможно последних образцов поэтической шорской речи.

http://lingsib.iea.ras.ru/ru/projects/research/last_epic_singer.shtml
 
Noghay-khanДата: Четверг, 14 Февраля 2013, 21:19 | Сообщение # 8
Группа: Пользователь
Сообщений: 90
Награды: 5
Репутация: 350
Статус: Offline
За сообщения на форуме:
За 1 сообщение За 10 Сообщений
А что это за шорская речь?
 
TagayДата: Четверг, 14 Февраля 2013, 21:24 | Сообщение # 9
Группа: Пользователь
Сообщений: 26
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
За сообщения на форуме:
За 1 сообщение За 10 Сообщений
Сам Владимир Егорович знает около 70 сказаний . Он считает, что это “капля в море, лишь маленькая часть того, что знали старики“. Владимир Егорович знает много мелодий, которые у каждого кайчы - свои. По ходу сказания мелодия меняется: если богатырь едет, она одна, вступает в схватку или погоню - другая.
Кайчы Таннагашев трагически погиб 1 января 2007 г.

Насколько я понимаю, он успел передать ученым около 2/3 хранившегося у него в голове эпического наследия шорцев

Добавлено (14.02.2013, 21:24)
---------------------------------------------
Цитата
А что это за шорская речь?


айлан поворачиваться
айлан оборачиваться
айлан возвращаться
айлан шевелиться
айландра вокруг
айландыр поворачивать
айландыр переворачивать

....

айландыра вокруг
айландыра вокруг
айлантыр поворачивать
айлантыр переворачивать
айланыш разворачиваться
айлат возвращать
айлат вернуть
аймақ селение
аймақ район
...
тадар представитель ю-сиб. тюрков
тадар шорец
тадарла говорить по-шорски

http://shoriya.ngpi.rdtc.ru/


Сообщение отредактировал Tagay - Четверг, 14 Февраля 2013, 21:26
 
тоньюкукк1961Дата: Вторник, 15 Апреля 2014, 00:26 | Сообщение # 10
Группа: VIP Пользователь
Сообщений: 598
Награды: 11
Репутация: 100
Статус: Offline
За сообщения на форуме:
За 1 сообщение За 10 Сообщений За 100 Сообщений За 500 Сообщений
Ногайские старинные песни и эпос, а также песни советского периода, но надо зарегистрироваться:

http://shax-dag.ru/download.php?num=1199&base=books

Добавлено (14.04.2014, 22:18)
---------------------------------------------

ЭДИГЕ (дестан)

Бир  ярлы  койшы кырда  койларын  багып
юргенде, мунынь  алдына  адамнынь бас  суьеги  рас
келеди. Койшы таягы ман бас суьекти авдарып карайды. Караса —  бастынь  манълайына бир  затлар  язылган.
Койшы окып-язып  билмейди.  Бас суьекти  таякка  кийгистип, уьйге  ала  кайтатта, авылда  окып  билген
биревге коьрсетеди.  Окып  карасалар: «Мен  оьлмей  турып
сан мынь  адам  оьлтиргенмен, оьлгеннен  сонь  кырк
адам оьлтирермен»  деп  язылган экен.  Койшы  буга сейирсинеди. Бас суьекти уьйине аькеледи, аьруьв этип шоькиш  пен  суьекти уваткылайды,  сонь  юмсак
этип термен мен тартат та, бир шиберекке туьйип, пишесине йыйдырмага береди.  пишесине  не
зат  экенин,  бу  ун кайдан шыккан экенин айтпайды.  Койшы  койларын  бакпага кеткенде,  койшыдынь кызы шиберекти шешип карайды. Караса — ак ун. Кыз тили мен ялап карайт та ютады. Даьм-дум йок. Болса да кыз сол уннан авыр аяклы болады. Заманы етип, кыздан бир ул бала тувады. Ол да тез оьсип асыл болады. Муны Баркая  деп  атайдылар. Бу  бек  акыллы,
йитик  бала болады.  Суьйтип  яшап турганда,  сол  юрттынъ
ханы туьс коьреди экен.  Хан уьйкен аргымак ат пан бараятканда, муны кырк ийт  эки  боьлинип, йырмасар  болып,  ханнынъ
онъ ягыннан  да,  сол ягыннан  да  сермеп,
аттан  юлкып туьсирип,  талаяк  боладылар экен.  Хан  сосы
туьсин ваьзирлерине йорытаяк болады. Ваьзирлери  де бир зат та айтып болмайдылар.

Добавлено (15.04.2014, 00:26)
---------------------------------------------
Сонда хан юртына хабар яяды: меним туьсимди туьз йорыган адамга не суьйсе соны беремен деп. Бир адам да йорып болмайды. Сол хабар Баркаяга да етеди. Бала келеди ханга туьсинъди мен йорыйым деп.  — Йоры,— дейди хан.  Баркая  айтады  ханга: «Сенинь кырк ваьзиринь  бар. Сол  кырк  ваьзиринь эки  боьлинип,  йырмасар
болып, сенинь  хатынынь  ман билисип,  хатынынъа  сени оьлтиртип,  сени  тактан туьсирип,  баска  хан
салаяк боладылар.  Йырма  ваьзиринь сенинь  орнынъа  бир адамды  салаяк  болады, ана  йырмасы  — баска адамды».

—  Сен ялган айтасынь! Ийттен тувган бала! Дейди хан ашувланып —
сени мен бу саьат аскакка астырарман.  —  Ыйнанмасанъ  кеше каравыл  сал.  Туьн  ортада  бар  ваьзирлеринъ хатынынъа келгенлерин коьрерсинъ.— Дейди Баркая.  Ийнанмаса да, хан каравыл салады. Кapaсaлар кырк ваьзири де туьн ортасыана  ханнынь  хатынына  келип,  ханды  кайтип оьлтирееклерин  эм кимди  хан  этип салаякларын соьйлеседилер.  Сонда  хан
кырк   ваьзирин  де
аскакка  асып оьлтиреди. Мине сосы кырк ваьзир  эди баягы бас  суъектинь маньлайына оьлгеннен
сонь кырк адам оьлтирермен деп язылганы.


 Хан Баркаяды  оьзимен калдырып ваьзир  этеек  болады.
Болса  да  Баркая унамай,  Ана  Эдил судын  бойына  кетип,
анъшылык,  балыкшылык  пан  кешяза баслайды.  Баркая  оьсип, уьйкен  адам  болады.
Ол  сав  куьнлер  анъшылап юрген. Сонынъ уьшин халка коьп косылган йок.  Кеше-куъндиз агашлыкта, сув ягада юргеннен себеп Баркаядынь савлай кевдеси туьк баскан, басына узын шаш биткен. Сакалы онынъ коькирегин ябатаган болган. Оьзи колайсыз мазаллы куватлы болган. Баркаяга халк Баба-туьклес шашлы - Азиз деп ат таккан.  Бир  кере  Баркая, соьлеги  Баба  туьклес
шашлы Азиз  Секерли коьлде, танъ сес  берген  заманда  йылым ман  балык  ыслап турганда,  коьлдинъ  ягасына тогыз   ак-кув  келип конады.  Конып  консын,
баьриде  канатларыман  кагып йибередилерде  ак-кув  кийимлерин  таслап,  тогызы  да  ишкен сувды тамызыпта  кевдесине,  юзиктей кызлар  боладылар.  Баркая
буларды  коьрип, астакрын агаштан шыгады эм ясырынып буларга юзип келеди. А тогыз кыз, аьруьвликлер ерде эситкен  йок.  Ак-кув  кийимлерин коьлдинъ ягасында калдырып, оьзлери коьлге кирип, сувга туьсип баслайдылар.


Сообщение отредактировал тоньюкукк1961 - Вторник, 15 Апреля 2014, 18:12
 
Форум » Форум » НОГАЙЦЫ » Эпос
Страница 1 из 11
Поиск: